пятница, 1 мая 2020 г.

Тема. Управление здравоохранением, спортом и социальной защитой.


          Под здравоохранением понимается совокупность государственных и общественных мер политического, экономического, правового, медицинского, санитарно-эпидемиологического, противоэпидемиологи­ческого характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, предоставления им необходимой медицинской помощи, как в случае утраты здоровья, так и в профилактических целях для укрепления здоровья.
        Правовая основа здоровья заложена в ст. 41 Конституции РФ, согласно которой:
        1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.
        2. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию различных систем здравоохранения.
         3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность.
         В действующем законодательстве определены:
           - организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения и вопросы его финансирования;
           - права граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и медицинско - санитарной помощи, медицинской экспертизы;
          - вопросы правовой и социальной защиты медицинских и фармацевтических работников;
          - вопросы ответственности за причинение вреда здоровью граждан,  вследствие нарушения врачебной тайны и т.д.
         В настоящее время медицина переходит на платное обслуживание, создаются платные частные лечебно-профилактические учреждения и аптеки, а также появляются лица, занимающиеся частной медицинской практикой. В связи с этим  Правительство своим постановлением  от 13 января 1996 г. утвердило Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.
        Медицинские учреждения (государственные, муниципальные) оказывают услуги населению при наличии  специального разрешения (лицензии) выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
         Новым направлением в области здравоохранения является оказание медицинской помощи на основании  медицинского страхования граждан.
        Медицинское страхование осуществляется на обязательной и добровольной основе. Целью медицинского страхования является: сохранение и укрепление здоровья населения, гарантирование гражданам квалифицированной помощи за счет накопленных средств, финансирование профилактических мероприятий.
        Правовая основа социального развития заложена в ст. 7 Конституции РФ в соответствии с которой Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.       
         Правовая основа отношений труда заложена в ст. 37 Конституции, в соответствии с которой:
         1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2.     Принудительный труд запрещен.
         3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы.
         4. Конституцией признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных способов их разрешения, включая право на забастовку.
         5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются, установленные федеральным законом, продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
       Для реализации этих конституционных положений в стране создана система управления,  которая  делит граждан на трудоспособных занятых и не занятых (безработных), а также граждан-инвалидов неспособных к труду.
      Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определены Законом  «О занятости населения в РФ». Этот закон определил, какие граждане являются занятыми, какие безработными, закрепил права граждан в области занятости, вопросы регулирования и организации занятости, социальные гарантии и компенсации безработным, а также полномочия государственных органов в области занятости.
       Значительная роль  в области регулирования занятости  принадлежит Правительству, которое:
      - принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
      - разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы;    
      - принимает меры по реализации молодежной политики;
       - осуществляет регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы;
      - принимает меры по повышению уровня жизни слабозащищенных слоев населения.
        Управление здравоохранением, социальным развитием и спортом осуществляют следующие органы:


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
здравоохранения,
обязательного медицинского страхования,
обращения лекарственных средств для медицинского применения,
включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа,
медицинской помощи,
медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы),
фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения,
обращения медицинских изделий,
санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов),
 медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда,
а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз,
организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования и
предоставление услуг в области курортного дела.
        Министерство здравоохранения РФ осуществляет:
ведение государственного реестра курортного фонда РФ;
государственный учет курортного фонда РФ и лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации;
ведение реестров и регистров в области здравоохранения;
аккредитацию медицинских организаций
выдачу разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов;
ведение реестра выданных разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов;
государственную регистрацию лекарственных препаратов;
ведение государственного реестра лекарственных средств;
выдачу разрешений на ввоз на территорию РФ конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств,
организует:
разработку, внедрение и применение современных медицинских технологий, новых методов диагностики и лечения;
направление граждан РФ на лечение за границей;
деятельность по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф;
деятельность по реабилитации инвалидов, в том числе по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации;
деятельность Всероссийского центра медицины катастроф.
Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении
Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения

 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет надзор за:
соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения;
контроль за:
порядком производства медицинской экспертизы;
порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов;
осуществлением судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз;
проведением исследований лекарственных препаратов, а также качеством, производством лекарственных средств, изготовлением лекарственных препаратов, хранением, перевозкой, ввозом на территорию РФ, рекламой, отпуском, реализацией, уничтожением лекарственных средств, применением лекарственных препаратов;
производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения;
соблюдением стандартов качества медицинской помощи;
деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
проводит мониторинг безопасности лекарственных препаратов, находящихся в обращении на территории РФ;
осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности,
выдает разрешения на:
 применение новых медицинских технологий;
транзит через территорию РФ сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ;
выдает сертификат на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
регистрирует изделия медицинского назначения;
осуществляет проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения.


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
 Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
демографии,
труда,
уровня жизни и доходов,
оплаты труда,
пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение,
социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования),
условий и охраны труда,
социального партнерства и трудовых отношений,
занятости населения и безработицы,
трудовой миграции,
альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда),
социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций,
опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан,
социального обслуживания населения,
оказания протезно-ортопедической помощи,
реабилитации инвалидов,
проведения медико-социальной экспертизы,
а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости,
осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Министерство труда и соцзащиты осуществляет ведение реестров и регистров в области социального развития.

 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:
работодателями трудового законодательства, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения;
осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
осуществляет:
рассмотрение дел об административных правонарушениях;
анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
содействие в урегулировании коллективных трудовых споров
организацию подготовки трудовых арбитров;
информирование о положении на рынке труда в РФ, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
государственную экспертизу условий труда;
формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
(подчиняется Правительству РФ)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
осуществляет:
государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ;
государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию РФ;
осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности,
регистрирует:
впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека;
отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека;
отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ;
лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
информирует органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
организует ведение социально-гигиенического мониторинга;
осуществляет проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО
(подчиняется Правительству РФ)
Федеральное медико-биологическое агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи, организацию медико-социальной экспертизы и организацию деятельности службы крови, функции по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов, по организации предоставления социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан, а также функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов по пилотируемым программам, проведении водолазных работ) и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством РФ, в том числе медико-санитарное обеспечение работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая предоставление услуг в области курортного дела, организацию проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека).
Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии;
организует:
проведение мероприятий по выявлению и устранению влияния особо опасных факторов физической, химической и биологической природы на здоровье работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий;
проведение медико-санитарных мероприятий по предупреждению, выявлению причин, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, радиационных, химических и биологических аварий и инцидентов, распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
ведение социально-гигиенического мониторинга;
регистрирует лиц, пострадавших от воздействия особо опасных факторов физической, химической и биологической природы, в том числе подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
готовит предложения о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях;
организует оказание следующих государственных услуг в сфере здравоохранения и социального развития:
медицинская помощь, включая медико-санитарное обеспечение работников обслуживаемых организаций
санаторно-курортное лечение и реабилитация;
медико-санитарное и медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд РФ и их ближайшего резерва, включая проведение углубленного медицинского обследования спортсменов;
организует:
работу в области защиты работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
проведение медико-социальной экспертизы;
возмещение вреда, причиненного здоровью работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий в результате воздействия особо опасных факторов физической, химической и биологической природы (в том числе вследствие техногенных аварий и катастроф);
проведение медико-биологических и химико-аналитических испытаний гражданского оружия и патронов к нему в части оценки допустимого воздействия на человека поражающих факторов этого оружия;
деятельность по установлению связи заболевания (смерти) с профессией, а также причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием особо опасных факторов физической, химической и биологической природы;
деятельность службы крови
предоставление социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан;
ведет регистр работников, занятых на работах с химическим оружием.


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА
Министерство спорта РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Министерство спорта РФ самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
утверждает:
перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации;
положение о спортивных судьях;
положение о присвоении почетных спортивных званий;
порядок проведения допинг - контроля;
перечни методов, запрещенных для использования в спорте;
общероссийские антидопинговые правила;
типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта;
общие принципы, критерии формирования и порядок утверждения списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации;
порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций;
порядок ведения реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций;
квалификационные требования к кандидатам на присвоение квалификационных категорий спортивных судей;
Правила видов спорта;
Положение о спортивном паспорте и его образец;
порядок материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, спортивных сборных команд РФ;
порядок финансирования за счет средств федерального бюджета проведения физкультурных и спортивных мероприятий;
порядок формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку;
создает условия для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи,
согласовывает решения о проведении на территории РФ международных спортивных соревнований;
определяет основные направления пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

1 комментарий: