1 вопрос
Под образованием
понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности,
государства и общества, который сопровождается констатацией достижения
гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней.
Ст. 43 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на образование.
Реализация этого права осуществляется в соответствии с законом РФ «Об
образовании». Этим законом гарантированы общедоступность и бесплатность общего
полного (среднего) и начального профессионального образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях.
Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения для
получения среднего профессионального, высшего профессионального образования
проводится на конкурсной основе.
Образование может быть получено в форме очной, заочной, самообразования
и экстерната, семейного образования. Существует перечень направлений
специальностей, по которым заочная форма и форма экстерната не допускается. В
основу этого перечня положен такой критерий, как степень влияния будущей
профессиональной деятельности на здоровье человека, состояние окружающей среды,
обеспечение безопасности государства и общества. Учитывается также
невозможность получение профессиональных знаний, умений, навыков без
непосредственных аудиторных занятий с преподавателем.
В
Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1)
дошкольное образование;
2)
начальное общее образование;
3)
основное общее образование;
4)
среднее общее образование.
В Российской Федерации устанавливаются
следующие уровни профессионального образования:
1)
среднее профессиональное образование;
2)
высшее образование - бакалавриат;
3)
высшее образование - специалитет, магистратура;
4)
высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
К освоению программ бакалавриата или программ
специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.
К освоению программ магистратуры допускаются
лица, имеющие высшее образование любого уровня.
К освоению программ подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры,
программ ассистентуры -стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже
высшего образования (специалитет или магистратура).
К
освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое
образование.
К освоению программ ассистентуры - стажировки
допускаются лица, имеющие высшее образование в области
искусств.
Прием
на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на
основании результатов единого государственного экзамена.
Результаты единого государственного экзамена
при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов.
Прием на
обучение по программам бакалавриата и программам специалитета лиц, имеющих
среднее профессиональное или высшее образование, проводится по результатам
вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной
организацией высшего образования.
Система образования представляет собой совокупность образовательных
программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и
направленности, сети образовательных учреждений, органов управления
образованием.
Государственная научно-техническая политика –
это выражение отношения государства к научно-технической деятельности,
определяющая цели, направления и формы деятельности органов государственной власти
в области науки, техники и реализации достижений науки.
Законом «О науке и государственной научно-технической политике»
определены права научного работника, в частности, право признания его автором
научных достижений, право на подачу заявок на изобретения, право на получение
доходов от реализации научных результатов, право на осуществление
предпринимательской деятельности в области науки и техники, право на публикацию
в открытой печати результатов своей деятельности.
Наука делится на: фундаментальную, прикладную (отраслевую) и вузовскую. Без
фундаментальных исследований не развиваются прикладные проекты, т.е. ее
достижения реализуются прикладной наукой. Существенную роль в развитии науки
играют высшие учебные заведения. Вузовские ученые готовят научные кадры, пишут
учебники, пособия, монографии, научные статьи.
Управление в сфере образования и науки осуществляют следующие органы:
МИНИСТЕРСТВО
ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство
просвещения РФ является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего
профессионального образования и соответствующего дополнительного
профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного
образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты
обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению
государственным имуществом в сфере общего образования, среднего
профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального
образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и
взрослых, воспитания.
Министерство
просвещения РФ осуществляет следующие полномочия:
принимает следующие
нормативные правовые акты:
перечни
профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием
квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям
среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней;
порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования,
по образовательным программам среднего профессионального образования, по
основным программам профессионального обучения, по дополнительным
общеобразовательным программам;
порядок разработки
примерных основных общеобразовательных программ, основных образовательных
программ среднего профессионального образования;
положение о
практике обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего
профессионального образования, и ее виды;
порядок
формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования;
федеральный
перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность;
типовые
положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования и
среднего профессионального образования;
образцы
студенческого билета и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих
образовательные программы среднего профессионального образования;
порядок перевода
обучающегося в другую образовательную организацию, реализующую основную
общеобразовательную программу соответствующего уровня или образовательную
программу среднего профессионального образования соответствующего уровня;
порядок
проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в установленной сфере ведения (по согласованию с
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации);
порядок приема
на обучение по основным общеобразовательным программам, образовательным
программам среднего профессионального образования (в том числе порядок приема
иностранных граждан и лиц без гражданства);
перечень вступительных
испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего
профессионального образования;
формы, порядок,
сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего образования и среднего общего образования и
продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках
государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам
(совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки);
образцы
документов об образовании (аттестат об основном общем образовании и аттестат о
среднем общем образовании), документа об образовании и о квалификации (диплом о
среднем профессиональном образовании) и приложений к ним, описание указанных
документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов
и их дубликатов;
федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования и среднего
профессионального образования;
порядок и сроки
проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя
образовательной организации, подведомственной Министерству.
МИНИСТЕРСТВО
НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Министерство
науки и высшего образования РФ (Минобрнауки России) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего
образования и соответствующего дополнительного профессионального образования,
научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий,
развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных
научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением
нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и
оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных
моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин,
баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав
единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест
происхождения товаров), в сфере социальной поддержки и социальной защиты
обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных
услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и
соответствующего дополнительного профессионального образования, научной,
научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность
федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных
центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров
коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской
компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной,
научно-технической и инновационной деятельности.
Министерство
науки и высшего образования РФ осуществляет следующие полномочия:
принимает
следующие нормативные правовые акты:
перечни
специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием
квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям
подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней;
перечень
специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация
образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
порядок
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ;
порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета,
программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры;
порядок
разработки примерных основных образовательных программ высшего образования;
положение о
практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего
образования, и ее виды;
типовые
положения об учебно-методических объединениях в установленной сфере ведения;
образцы
студенческого билета и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих
программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры;
порядок и
основания предоставления обучающимся академического отпуска;
случаи и порядок
перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное;
порядок перевода
обучающегося в другую образовательную организацию, реализующую образовательную
программу высшего образования соответствующего уровня;
порядок
назначения государственной академической стипендии и (или) государственной
социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения;
порядок приема
на обучение по образовательным программам высшего образования;
перечень
вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам
высшего образования каждого уровня;
перечень
дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по
образовательным программам высшего образования;
формы и порядок
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
высшего образования;
образцы
документов об образовании и о квалификации;
федеральные
государственные образовательные стандарты высшего образования.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
(подчиняется Правительству РФ)
Федеральная служба по надзору в сфере образования
и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в области образования и науки.
Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки осуществляет
контроль и
надзор:
за соблюдением законодательства РФ в
области образования образовательными учреждениями и научными организациями,
органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере
образования;
за деятельностью советов по защите
диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой
степени доктора наук, ученых (научно-технических) советов высших учебных
заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального
образования и научных организаций по вопросам присвоения ученых званий;
осуществляет лицензирование, в том числе
контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией на право ведения
образовательной деятельности, и
государственную аккредитацию образовательных
учреждений, научных организаций;
осуществляет:
контроль за качеством образования;
организационное и техническое
обеспечение работы ВАК;
организацию проведения единого
государственного экзамена на территории РФ;
контроль за деятельностью органов опеки
и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
рассматривает вопросы присвоения ученых
званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по
специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и
кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца,
а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий
и степеней;
выдает разрешения на создание советов по
защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание
ученой степени доктора наук, устанавливает полномочия этих советов и определяет
перечень специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема
диссертаций для защиты, а также в установленном порядке приостанавливает
деятельность таких советов или закрывает их;
организует контроль качества подготовки
выпускников (государственную (итоговую) аттестацию) по образовательным
программам основного общего и среднего (полного) общего образования в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
2
вопрос
По
форме собственности на базе, которой создаются образовательные учреждения, различают: государственные;
муниципальные; негосударственные (частные).
По типу образовательных учреждений различают:
- дошкольные;
- общеобразовательные (школы, лицеи, гимназии);
- средне профессиональные (техникумы, колледжи);
- высшие профессиональные (университеты, институты, академии);
- специальные (для воспитанников с отклонениями в умственном развитии);
- учреждения для детей-сирот, детей без опеки, попечительства.
В системе образования возможно как бесплатное, так и платное обучение.
Среди бесплатных учебных заведений основное место занимают муниципальные школы.
В
средних учебных заведениях формами самоуправления является Совет
образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педсовет.
Непосредственное руководство осуществляет директор.
В
государственных и муниципальных вузах органом управления является ученый совет.
Непосредственное управление осуществляет ректор, который избирается тайным
голосованием на общем собрании на срок до 5 лет и утверждается органом
управления образования.
Для
образовательных учреждений необходимо получение государственной аккредитации –
это признание юридических прав и способностей образовательного учреждения осуществлять
свою деятельность на уровне, не ниже официально установленного стандарта. Государственная
аккредитация проводится специальными органами государственного управления в
соответствии с заключением о его аттестации. Аттестация имеет целью
установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников
требованиям государственного стандарта. Аттестация проводится 1 раз в 5 лет
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. По результатам
аттестации образовательное учреждение может быть лишено аккредитации.
Важное
значение при аттестации играет соблюдение образовательным учреждением стандарта
образования, который включает: минимальное содержание основных программ; максимальный объем учебной нагрузки; требования
к уровню подготовки.
Научным
учреждением признается юридическое лицо, осуществляющее научную и
научно-техническую деятельность, подготовку научных работников.
Научные организации подразделяются на: НИИ; Опытно-конструкторские; Проектно-конструкторские; Проектно-технологические и др. институты. Они функционируют в системе
РАН – это самоуправляемая организация, проводящая фундаментальные и прикладные
исследования. Существует система отраслевых академий наук: РА образования; РА архитектуры и строительных наук; РА художеств.
На базе НИИ создаются государственные научные центры. Статус научного
центра присваивается Правительством. Присвоение статуса научного центра
означает предоставление государственного обеспечения его научно-технической и
образовательной деятельности при условии выполнения им обязательств по решению
конкретных задач.
Статус наукограда присваивается муниципальным образованьям. Президентом
РФ по представлению Правительства на срок до 25 лет. При этом определяется
приоритет направления научной, научно-технической, инновационной деятельности,
экспериментальных разработок, испытаний и др. для данного наукограда (Обнинск).
Комментариев нет:
Отправить комментарий