Тема 5. Формы и методы осуществления исполнительной власти
1. Понятие и виды форм и методов осуществления исполнительной власти.
2. Правовые акты управления: понятие, виды.
3. Административно-правовые договоры.
4. Убеждение в административном праве.
5. Административное принуждение: понятие и виды.
1 вопрос
Под формами осуществления исполнительной власти понимают способы внешнего выражения конкретных действий совершаемых работниками государственного аппарата при осуществлении функции государственного управления.
Под методом осуществления исполнительной власти понимают способы и средства, используемые органами государственной власти для достижения целей государственного управления.
Формы и методы характеризуются следующими признаками:
- они выражаются в связях между органами исполнительной власти и объектами управления;
- они используются в качестве средств реализации органами исполнительной власти своих полномочий;
- они имеют конкретных адресатов – объектов управления;
- в них выражаются государственные публичные интересы;
- выбор методов зависит от особенностей объекта управления;
- для методов характерна правовая форма их непосредственного выражения.
От своего содержания формы осуществления исполнительной власти делятся на 2 вида:
I. Административно-правовые формы – их сущность заключается в том, что они порождают конкретные юридические последствия своего применения и являются основной формой реализации исполнительной власти. Они устанавливают, изменяет или отменяют административно-правовые нормы или являются основанием для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.
К административно-правовым формам относят:
1. Принятие правовых актов управления. Это решения органов исполнительной власти, в которых непосредственно реализуются властные полномочия государства. Они порождают правовые последствия в виде новых дополнительных прав и обязанностей для субъектов административно-правовых отношений.
2. Заключение административно-правовых договоров. Это соглашения, заключаемые между субъектами административно-правовых отношений по реализации своих полномочий. Юридическими последствиями заключения такого договора является обязанность каждого из субъектов исполнить его. Любые исключения из этого правила прямо устанавливаются законодательством, при этом иные участники договора получают возможность требовать компенсации убытков.
3. Представление установленных законом обязательных государственных отчетов. Данная форма является одним из способов осуществления контроля и надзора для обеспечения законности в системе исполнительной власти. После представления таких отчетов государственные органы дают оценку законности и эффективности деятельности подконтрольного субъекта, и в случаях отклонений от установленных параметров могут применять меры в виде наказаний или поощрений.
4. Совершение иных юридически значимых действий. К таким действиям можно отнести: разработку программ и планов развития той или иной сферы управления, разрешение вопросов связанных с предложениями, заявлениями и жалобами участников административно-правовых отношений и некоторые другие действия.
II. Неправовые формы создают условия для полной реализации правовых форм, но они не вызывают юридических последствий.
К неправовым формам относятся:
организационные действия и материально-технические операции.
Организационные действия направлены на обеспечение проведения тех или иных мероприятий. В рамках организационных действий осуществляется сбор, обработка и анализ информации, доведение ее до сведения населения, выступления государственных служащих в средствах массовой информации с разъяснением сущности действий и решений органов исполнительной власти, а также проведение собраний, конференций, митингов, демонстраций по инициативе государственных органов.
Материально-технические операции представляют собой систему действий направленных на выделение технических средств, финансовых ресурсов, а также создания иных условий для надлежащей работы государственных органов. В рамках материально-технических операций предоставляются помещения, мебель, оборудование для государственных органов, организационная и иная техника, могут выделяться специальные денежные средства.
Методы в зависимости от характера их использования делятся на:
I. Общие методы. Они используются всеми органами исполнительной власти. Общие методы делятся на 2 разновидности:
1. Экономические методы или методы косвенного воздействия. Характерной особенностью экономических методов является то, что они оказывают лишь опосредованное воздействие на субъектов административно-правовых отношений, т.е. они не создают для субъекта новых прав либо обязанностей. Целью применения экономических методов является создание условий для нормального функционирования субъекта административно-правовых отношений с учетом интересов личности, общества и государства. Экономические методы могут быть благоприятными или негативными.
а) Благоприятные методы оказывают стимулирующее воздействие на поведение субъекта административно-правовых отношений и создают для него дополнительные условия для реализации им своего правового статуса. Благоприятными экономическими методами являются: государственное кредитование и субсидирование, предоставление налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий инвесторам и иные способы государственной поддержки оказываемой субъектам административно-правовых отношений.
б) Негативные экономические методы ограничивают возможность совершения неправомерных действий. Такими методами являются: введение финансовых и иных экономических санкций, проведение установленной законом процедуры банкротства, а также приостановление или прекращение государственного финансирования тех или иных субъектов управления и т.д.
2. Административные методы или методы прямого воздействия. Эти методы создают непосредственно для субъекта новые права, обязанности или запреты. Как правило, применение административных методов сопровождается изданием специальных актов управления, подтверждающих властный характер применяемых методов.
II. Специальные методы. Они характерны только для отдельных отраслей исполнительной власти. Применение специальных методов регулируется в соответствии с внутриведомственными правовыми актами соответствующего органа исполнительной власти.
2 вопрос
Правовой акт управления – это односторонне-властное предписание государственных органов принятое в соответствии с установленной процедурой и компетенцией и порождающее строго определенные юридические последствия. Признаками правового акта управления являются:
1. Властный характер: именно путем издания акта управления, государственные органы непосредственно реализуют предоставленные им государственно-властные полномочия.
2. Официальный характер: правовые акты управления принимаются только государственными органами от имени государства в целом.
3. Формальная определенность акта управления: каждый акт управления должен содержать четкое и логичное предписание, не имеющее внутренних противоречий.
4. Правовой акт управления вызывает конкретные юридические последствия: основным последствием можно считать обязанность субъектов административно-правовых отношений исполнять предписания, содержащиеся в правовом акте управления.
Акты управления можно классифицировать по нескольким основаниям:
I. По наименованию: законы, постановления; указы; приказы; инструкции и др.
II. По характеру юридических предписаний:
1. Нормативно-правовые акты управления – они регулируют однородную группу административных правоотношений и содержат общие обязательные правила поведения для широко круга участников, например, законы.
2. Индивидуальные акты управления или акты применения права. Они содержат решения государственных органов по конкретным административным делам и спорам и адресованы только непосредственно к участникам данных дел и споров.
3. Акты управления смешанного характера сочетают в себе признаки нормативных и индивидуальных актов и принимаются в случае отсутствия нормативной базы для регулирования конкретных административных отношений.
4. Акты управления общего характера. Они содержат краткосрочные общеобязательные предписания и обязательны для исполнения на определенной территории. Это может быть административно-территориальная единица или вся территория РФ в целом, например, решение о переносе выходного дня.
III.Деление правовых актов управления в зависимости от охраняющей их юридической ответственности:
1. Акты управления, защищенные дисциплинарной ответственностью. Они регулируют отношения подчинения внутри органа исполнительной власти.
2. Акты управления, защищенные административной ответственностью. Они регулируют отношения, возникающие между органом исполнительной власти и иными невластными субъектами управления.
Каждый правовой акт управления должен соответствовать определенным требованиям:
- Правовой акт управления должен соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, конституциям и уставам субъектов РФ.
- Правовой акт управления должен соответствовать актам и решениям вышестоящих органов исполнительной власти.
- Правовой акт управления не должен содержать предписания, ущемляющие права и свободы граждан, исключением из этого требования являются акты управления, устанавливающие административную ответственность для лиц, совершивших правонарушение.
- Правовой акт управления должен быть принят в строгом соответствии с компетенцией данного органа государственного управления.
- Правовой акт управления должен быть принят в строгом соответствии с установленной процедурой. Выделяют 2 разновидности таких процедур:
а) процедуру принятия нормативно-правового акта, которая состоит из этапов:
- законодательной инициативы;
- разработки проекта нормативного акта;
- обсуждения нормативного акта;
- принятия нормативного акта;
- опубликования и реализации;
б) процедура принятия индивидуальных актов управления, которая состоит из этапов:
- подачи обращения,
- выявления и выяснения основных фактических обстоятельств дела,
- принятия решения по делу
- исполнения принятого решения.
Правовой акт управления должен содержать все установленные внешние реквизиты, а именно: наименование органа, принявшего акт управления, название самого акта управления, место и дату его принятия, должность, фамилию и подпись должностного лица, его принявшего, а также печать данного органа.
Несоблюдение любого из установленных требований влечет признание правового акта недействительным и его отмену.
Правовые акты управления могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. В административном порядке акт управления может быть изменен или отменен. В судебном порядке могут быть отменены только индивидуальные правовые акты. Нормативно-правовые акты в судебном порядке могут быть признаны несоответствующими действующему законодательству. После чего на основании судебного решения только орган, принявший этот акт, может его изменить или отменить.
Правовой акт управления может быть опротестован прокурором в соответствии с Законом «О Прокуратуре», т.е. прокурор вправе направить протест в орган, издавший неправомерный акт, который обязан его изменить и привести его в соответствие с действующим законодательством или отменить.
3 вопрос
Административно-правовой договор – это соглашение между участниками административно-правовых отношений, направленное на реализацию ими своих прав и обязанностей. Административно-правовой договор характеризуется следующими признаками:
1. Хотя бы одним из участников договора является орган исполнительной власти или его должностное лицо.
2. Участники административно-правового договора при его реализации считаются относительно равными в своем правовом статусе.
3. Орган исполнительной власти вправе заключить договор строго в рамках прямо отнесенных к его компетенции.
4. Каждая из сторон заключающая договор приобретает обязанность полностью его исполнить. Исключением являются случаи, когда договор заключается между органами исполнительной власти и невластными субъектами. В этом случае орган исполнительной власти вправе в одностороннем порядке изменить условия договора или отказаться от его исполнения, однако второй участник получает право на возмещение материальных убытков, связанных с таким решением государственного органа.
5. Административно-правовые договоры носят только двусторонний характер, т.е. односторонних или многосторонних административно-правовых договоров не существует.
Можно выделить 2 основные разновидности административно-правовых договоров:
1) Административно-политические договоры, которые решают вопросы, связанные с компетенцией тех или иных государственных органов. Административно-политическими договорами являются:
а) договоры о разграничении компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Как правило, такие договоры призваны устранять противоречия между 2 ступенями исполнительной власти;
б) договоры о передаче (делегировании) полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальным органам. Особенностью этих договоров является то, что они не урегулированы законодательством и в случае возникших споров, противоречий между органами исполнительной власти по поводу компетенции они разрешаются Президентом РФ в порядке согласительных процедур или могут быть переданы Президентом РФ для разрешения в Конституционный Суд РФ;
в) договоры о совместной компетенции. В рамках таких договоров органы исполнительной власти с равным административно-правовым статусом решают общие проблемы, отнесенные к компетенции каждого из них. Как правило, обязанность заключать такие договоры устанавливается положениями об органах исполнительной власти. Договоры о совместной компетенции выражаются в виде совместных приказов.
2.Административно-распорядительные договоры заключаются между органами исполнительной власти и юридическими и физическими лицами, т.е. невластными субъектами.
Они делятся на:
а) административно-хозяйственные договоры. В рамках таких договоров органы исполнительной власти реализуют свои хозяйственные функции.
Такие договоры заключаются с юридическими или физическими лицами, осуществляющими производственную или торгово-закупочную деятельность (например, договоры о поставках продукции). Подобные административно-хозяйственные договоры регулируются специальными законодательными актами (ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"). По общему правилу полномочия о заключении соответствующих административно-хозяйственных договоров предоставлены Правительству РФ, которое вправе передавать их отраслевым органам исполнительной власти. Правительство устанавливает порядок заключения таких договоров и способы их внешнего оформления;
б) административно-трудовые договоры или контракты на прохождение государственной службы. Соответствующие контракты заключаются каждым органом исполнительной власти с конкретными гражданами РФ, поступающими на государственную службу. В таком контракте указывается срок действия контракта, права и обязанности субъектов, заключивших контракт, основные условия труда и размер заработной платы. В случаях предусмотренных законодательством в контракт могут включаться дополнительные положения, например, устанавливающие материальную ответственность данного субъекта.
4 вопрос
Убеждение является одним из основных методов, используемых в административном праве. Под убеждением понимают систему мер государственного воздействия, формирующих у субъектов управления надлежащее представление о правомерном поведении или желательном для государства и общества варианте поведения. Большинство ученых признает убеждение наиболее значимым методом управления.
Убеждение обычно проявляется с применением следующих разновидностей мер государственного воздействия:
1. Агитационно-пропагандистские меры. Их применение обычно не создает для субъекта дополнительных прав и обязанностей, но способствует формированию у него надлежащего представления о деятельности органов исполнительной власти. Агитационно-пропагандистские меры обычно включают в себя: проведение разъяснительной работы государственными служащими; их выступления на встречах с населением; выступления в средствах массовой информации; издание методической и иной литературы, разъясняющей сущность законодательства и порядок его изменения государственными органами; создание специальных программ в средствах массовой информации по разъяснению механизмов реализации прав и обязанностей субъектов административно-правовых отношений; публикация статистических данных о государственном воздействии на субъектов административно-правовых отношений; разъяснение участникам таких отношений содержание их правового статуса.
2. Поощрительные меры – с их помощью государство выделяет наиболее активных и законопослушных субъектов управления и дает им определенные привилегии. Система мер государственного поощрения включает в себя:
вручение государственных премий;
присвоение специальных и почетных званий;
награждение государственными орденами и медалями.
Как правило, полномочиями по применению мер поощрения наделяются высшие органы государственной власти, а награждение государственными орденами и медалями является прерогативой Президента РФ.
Кроме названных мер государственного поощрения к поощрительным мерам относятся специальные дисциплинарные меры. Их особенностью является то, что они могут применяться только к лицам, работающим в системе исполнительной власти. Меры дисциплинарного поощрения выключают в себя: объявление благодарности, вручение премий, присвоение внеочередных специальных званий, повышение в должности и награждение специальными нагрудными значками. Как правило, применение мер дисциплинарного поощрения является основанием для расширения административно-правового статуса данного государственного служащего.
3.Особой разновидностью мер государственного убеждения являются меры устрашения. При применении таких мер участникам общественных отношений разъясняются возможные последствия невыполнения действующих правовых норм, а также публикуются сведения о применении к подобным нарушителям мер государственного принуждения.
Применение всех мер государственного убеждения осуществляется гласно. Органы исполнительной власти в обязательном порядке публикуют сведения о применении таких мер в средствах массовой информации и в средствах наглядной агитации.
5 вопрос
Административное принуждение – это разновидность государственного принуждения, заключающаяся в применении органами государственной власти специальных мер, ограничивающих законные права и свободы субъектов административно-правовых отношений при совершении ими неправомерных действий. Характерной особенностью мер административного принуждения является то, что они
- носят государственно-властный характер.
- применяются только специально уполномоченными государственными органами.
- применяются только в соответствии с установленным законом порядком.
- оказывают исключительно личное воздействие на правонарушителя.
Выделяют 3 разновидности мер административного принуждения:
I. Административно-предупредительные меры. Их целью является предотвращение возможности нарушения действующих правовых норм. Обычно к административно-предупредительным мерам относят также меры контроля и надзора. В рамках административно-предупредительных мер государственные органы вправе проверять документы, удостоверяющие личность субъектов, наличие у него специального права, а также документы подтверждающие правомерность использования имущества. В отношении юридических лиц государственные органы вправе проводить проверки, ревизии, инвентаризации, а также выносить предупреждения о возможности нарушения законодательства.
II. Административно-пресекательные меры. Их целью является прекращение неправомерных действий. Применение административно-пресекательных мер, как правило, связано с прямым воздействием на правонарушителя, поэтому законодательство подробно регулирует сущность и порядок использования каждой отдельно взятой меры. Обычно выделяют 3 разновидности пресекательных мер:
1. Меры общего характера. Они, как правило, используются всеми государственными органами. К таким мерам относят: требование уполномоченных должностных лиц прекратить противоправное поведение, а также приостановление либо ограничение осуществления какого-либо вида деятельности.
2. Специальные меры. Они предусмотрены Федеральным Законом «О полиции». Такими мерами являются: применение физической силы, включая специальные приемы борьбы, применение слезоточивых газов, свето-шумовых устройств, применение наручников, резиновых дубинок, водометов, а также применение холодного и огнестрельного оружия. По общему правилу, эти меры не применяются в отношении несовершеннолетних, инвалидов и беременных женщин. Непосредственный порядок применения каждого вида специальных мер установлен помимо Закона «О полиции» внутриведомственными актами государственных органов, уполномоченных использовать пресекательные меры.
3. Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Порядок применения этих мер регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях, который относит к ним:
а) административное задержание. Оно применяется должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов, ГИБДД, военнослужащими и должностными лицами уголовно-исправительной системы и военнослужащими пограничных войск и состоит в доставлении и содержании правонарушителя в специальных помещениях. Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать 3 часа, но в некоторых случаях срок административного задержания может быть увеличен до 2 суток. При совершении наиболее значительных административных правонарушений срок административного задержания может быть продлен до рассмотрения дела об административном правонарушении;
б) доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола.
в) досмотр делится на личный и досмотр вещей, транспортного средства. Личный досмотр производится в закрытых помещениях, лицом одного пола с досматриваемым, в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, транспортного средства производится в присутствии собственника, но в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен в отсутствии собственника, но в присутствии двух понятых;
г) изъятие вещей, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения и документов, имеющих значение для рассмотрения дела об административном правонарушении;
д) задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации выражается в помещении транспортного средства в специально охраняемое место;
е) отстранение от управления транспортным средством;
ж) освидетельствование на состояние опьянения производится в медицинском учреждении. По результатам освидетельствования составляется акт;
з) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения;
и) задержание судна, доставленного в порт РФ;
к) арест судна, доставленного в порт;
1. Понятие и виды форм и методов осуществления исполнительной власти.
2. Правовые акты управления: понятие, виды.
3. Административно-правовые договоры.
4. Убеждение в административном праве.
5. Административное принуждение: понятие и виды.
1 вопрос
Под формами осуществления исполнительной власти понимают способы внешнего выражения конкретных действий совершаемых работниками государственного аппарата при осуществлении функции государственного управления.
Под методом осуществления исполнительной власти понимают способы и средства, используемые органами государственной власти для достижения целей государственного управления.
- они выражаются в связях между органами исполнительной власти и объектами управления;
- они используются в качестве средств реализации органами исполнительной власти своих полномочий;
- они имеют конкретных адресатов – объектов управления;
- в них выражаются государственные публичные интересы;
- выбор методов зависит от особенностей объекта управления;
- для методов характерна правовая форма их непосредственного выражения.
От своего содержания формы осуществления исполнительной власти делятся на 2 вида:
I. Административно-правовые формы – их сущность заключается в том, что они порождают конкретные юридические последствия своего применения и являются основной формой реализации исполнительной власти. Они устанавливают, изменяет или отменяют административно-правовые нормы или являются основанием для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.
К административно-правовым формам относят:
1. Принятие правовых актов управления. Это решения органов исполнительной власти, в которых непосредственно реализуются властные полномочия государства. Они порождают правовые последствия в виде новых дополнительных прав и обязанностей для субъектов административно-правовых отношений.
2. Заключение административно-правовых договоров. Это соглашения, заключаемые между субъектами административно-правовых отношений по реализации своих полномочий. Юридическими последствиями заключения такого договора является обязанность каждого из субъектов исполнить его. Любые исключения из этого правила прямо устанавливаются законодательством, при этом иные участники договора получают возможность требовать компенсации убытков.
3. Представление установленных законом обязательных государственных отчетов. Данная форма является одним из способов осуществления контроля и надзора для обеспечения законности в системе исполнительной власти. После представления таких отчетов государственные органы дают оценку законности и эффективности деятельности подконтрольного субъекта, и в случаях отклонений от установленных параметров могут применять меры в виде наказаний или поощрений.
4. Совершение иных юридически значимых действий. К таким действиям можно отнести: разработку программ и планов развития той или иной сферы управления, разрешение вопросов связанных с предложениями, заявлениями и жалобами участников административно-правовых отношений и некоторые другие действия.
II. Неправовые формы создают условия для полной реализации правовых форм, но они не вызывают юридических последствий.
К неправовым формам относятся:
организационные действия и материально-технические операции.
Организационные действия направлены на обеспечение проведения тех или иных мероприятий. В рамках организационных действий осуществляется сбор, обработка и анализ информации, доведение ее до сведения населения, выступления государственных служащих в средствах массовой информации с разъяснением сущности действий и решений органов исполнительной власти, а также проведение собраний, конференций, митингов, демонстраций по инициативе государственных органов.
Материально-технические операции представляют собой систему действий направленных на выделение технических средств, финансовых ресурсов, а также создания иных условий для надлежащей работы государственных органов. В рамках материально-технических операций предоставляются помещения, мебель, оборудование для государственных органов, организационная и иная техника, могут выделяться специальные денежные средства.
Методы в зависимости от характера их использования делятся на:
I. Общие методы. Они используются всеми органами исполнительной власти. Общие методы делятся на 2 разновидности:
1. Экономические методы или методы косвенного воздействия. Характерной особенностью экономических методов является то, что они оказывают лишь опосредованное воздействие на субъектов административно-правовых отношений, т.е. они не создают для субъекта новых прав либо обязанностей. Целью применения экономических методов является создание условий для нормального функционирования субъекта административно-правовых отношений с учетом интересов личности, общества и государства. Экономические методы могут быть благоприятными или негативными.
а) Благоприятные методы оказывают стимулирующее воздействие на поведение субъекта административно-правовых отношений и создают для него дополнительные условия для реализации им своего правового статуса. Благоприятными экономическими методами являются: государственное кредитование и субсидирование, предоставление налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий инвесторам и иные способы государственной поддержки оказываемой субъектам административно-правовых отношений.
б) Негативные экономические методы ограничивают возможность совершения неправомерных действий. Такими методами являются: введение финансовых и иных экономических санкций, проведение установленной законом процедуры банкротства, а также приостановление или прекращение государственного финансирования тех или иных субъектов управления и т.д.
2. Административные методы или методы прямого воздействия. Эти методы создают непосредственно для субъекта новые права, обязанности или запреты. Как правило, применение административных методов сопровождается изданием специальных актов управления, подтверждающих властный характер применяемых методов.
II. Специальные методы. Они характерны только для отдельных отраслей исполнительной власти. Применение специальных методов регулируется в соответствии с внутриведомственными правовыми актами соответствующего органа исполнительной власти.
2 вопрос
Правовой акт управления – это односторонне-властное предписание государственных органов принятое в соответствии с установленной процедурой и компетенцией и порождающее строго определенные юридические последствия. Признаками правового акта управления являются:
1. Властный характер: именно путем издания акта управления, государственные органы непосредственно реализуют предоставленные им государственно-властные полномочия.
2. Официальный характер: правовые акты управления принимаются только государственными органами от имени государства в целом.
3. Формальная определенность акта управления: каждый акт управления должен содержать четкое и логичное предписание, не имеющее внутренних противоречий.
4. Правовой акт управления вызывает конкретные юридические последствия: основным последствием можно считать обязанность субъектов административно-правовых отношений исполнять предписания, содержащиеся в правовом акте управления.
Акты управления можно классифицировать по нескольким основаниям:
I. По наименованию: законы, постановления; указы; приказы; инструкции и др.
II. По характеру юридических предписаний:
1. Нормативно-правовые акты управления – они регулируют однородную группу административных правоотношений и содержат общие обязательные правила поведения для широко круга участников, например, законы.
2. Индивидуальные акты управления или акты применения права. Они содержат решения государственных органов по конкретным административным делам и спорам и адресованы только непосредственно к участникам данных дел и споров.
3. Акты управления смешанного характера сочетают в себе признаки нормативных и индивидуальных актов и принимаются в случае отсутствия нормативной базы для регулирования конкретных административных отношений.
4. Акты управления общего характера. Они содержат краткосрочные общеобязательные предписания и обязательны для исполнения на определенной территории. Это может быть административно-территориальная единица или вся территория РФ в целом, например, решение о переносе выходного дня.
III.Деление правовых актов управления в зависимости от охраняющей их юридической ответственности:
1. Акты управления, защищенные дисциплинарной ответственностью. Они регулируют отношения подчинения внутри органа исполнительной власти.
2. Акты управления, защищенные административной ответственностью. Они регулируют отношения, возникающие между органом исполнительной власти и иными невластными субъектами управления.
Каждый правовой акт управления должен соответствовать определенным требованиям:
- Правовой акт управления должен соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, конституциям и уставам субъектов РФ.
- Правовой акт управления должен соответствовать актам и решениям вышестоящих органов исполнительной власти.
- Правовой акт управления не должен содержать предписания, ущемляющие права и свободы граждан, исключением из этого требования являются акты управления, устанавливающие административную ответственность для лиц, совершивших правонарушение.
- Правовой акт управления должен быть принят в строгом соответствии с компетенцией данного органа государственного управления.
- Правовой акт управления должен быть принят в строгом соответствии с установленной процедурой. Выделяют 2 разновидности таких процедур:
а) процедуру принятия нормативно-правового акта, которая состоит из этапов:
- законодательной инициативы;
- разработки проекта нормативного акта;
- обсуждения нормативного акта;
- принятия нормативного акта;
- опубликования и реализации;
б) процедура принятия индивидуальных актов управления, которая состоит из этапов:
- подачи обращения,
- выявления и выяснения основных фактических обстоятельств дела,
- принятия решения по делу
- исполнения принятого решения.
Правовой акт управления должен содержать все установленные внешние реквизиты, а именно: наименование органа, принявшего акт управления, название самого акта управления, место и дату его принятия, должность, фамилию и подпись должностного лица, его принявшего, а также печать данного органа.
Несоблюдение любого из установленных требований влечет признание правового акта недействительным и его отмену.
Правовые акты управления могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. В административном порядке акт управления может быть изменен или отменен. В судебном порядке могут быть отменены только индивидуальные правовые акты. Нормативно-правовые акты в судебном порядке могут быть признаны несоответствующими действующему законодательству. После чего на основании судебного решения только орган, принявший этот акт, может его изменить или отменить.
Правовой акт управления может быть опротестован прокурором в соответствии с Законом «О Прокуратуре», т.е. прокурор вправе направить протест в орган, издавший неправомерный акт, который обязан его изменить и привести его в соответствие с действующим законодательством или отменить.
3 вопрос
Административно-правовой договор – это соглашение между участниками административно-правовых отношений, направленное на реализацию ими своих прав и обязанностей. Административно-правовой договор характеризуется следующими признаками:
1. Хотя бы одним из участников договора является орган исполнительной власти или его должностное лицо.
2. Участники административно-правового договора при его реализации считаются относительно равными в своем правовом статусе.
3. Орган исполнительной власти вправе заключить договор строго в рамках прямо отнесенных к его компетенции.
4. Каждая из сторон заключающая договор приобретает обязанность полностью его исполнить. Исключением являются случаи, когда договор заключается между органами исполнительной власти и невластными субъектами. В этом случае орган исполнительной власти вправе в одностороннем порядке изменить условия договора или отказаться от его исполнения, однако второй участник получает право на возмещение материальных убытков, связанных с таким решением государственного органа.
5. Административно-правовые договоры носят только двусторонний характер, т.е. односторонних или многосторонних административно-правовых договоров не существует.
Можно выделить 2 основные разновидности административно-правовых договоров:
1) Административно-политические договоры, которые решают вопросы, связанные с компетенцией тех или иных государственных органов. Административно-политическими договорами являются:
а) договоры о разграничении компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Как правило, такие договоры призваны устранять противоречия между 2 ступенями исполнительной власти;
б) договоры о передаче (делегировании) полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальным органам. Особенностью этих договоров является то, что они не урегулированы законодательством и в случае возникших споров, противоречий между органами исполнительной власти по поводу компетенции они разрешаются Президентом РФ в порядке согласительных процедур или могут быть переданы Президентом РФ для разрешения в Конституционный Суд РФ;
в) договоры о совместной компетенции. В рамках таких договоров органы исполнительной власти с равным административно-правовым статусом решают общие проблемы, отнесенные к компетенции каждого из них. Как правило, обязанность заключать такие договоры устанавливается положениями об органах исполнительной власти. Договоры о совместной компетенции выражаются в виде совместных приказов.
2.Административно-распорядительные договоры заключаются между органами исполнительной власти и юридическими и физическими лицами, т.е. невластными субъектами.
Они делятся на:
а) административно-хозяйственные договоры. В рамках таких договоров органы исполнительной власти реализуют свои хозяйственные функции.
Такие договоры заключаются с юридическими или физическими лицами, осуществляющими производственную или торгово-закупочную деятельность (например, договоры о поставках продукции). Подобные административно-хозяйственные договоры регулируются специальными законодательными актами (ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"). По общему правилу полномочия о заключении соответствующих административно-хозяйственных договоров предоставлены Правительству РФ, которое вправе передавать их отраслевым органам исполнительной власти. Правительство устанавливает порядок заключения таких договоров и способы их внешнего оформления;
б) административно-трудовые договоры или контракты на прохождение государственной службы. Соответствующие контракты заключаются каждым органом исполнительной власти с конкретными гражданами РФ, поступающими на государственную службу. В таком контракте указывается срок действия контракта, права и обязанности субъектов, заключивших контракт, основные условия труда и размер заработной платы. В случаях предусмотренных законодательством в контракт могут включаться дополнительные положения, например, устанавливающие материальную ответственность данного субъекта.
4 вопрос
Убеждение является одним из основных методов, используемых в административном праве. Под убеждением понимают систему мер государственного воздействия, формирующих у субъектов управления надлежащее представление о правомерном поведении или желательном для государства и общества варианте поведения. Большинство ученых признает убеждение наиболее значимым методом управления.
Убеждение обычно проявляется с применением следующих разновидностей мер государственного воздействия:
1. Агитационно-пропагандистские меры. Их применение обычно не создает для субъекта дополнительных прав и обязанностей, но способствует формированию у него надлежащего представления о деятельности органов исполнительной власти. Агитационно-пропагандистские меры обычно включают в себя: проведение разъяснительной работы государственными служащими; их выступления на встречах с населением; выступления в средствах массовой информации; издание методической и иной литературы, разъясняющей сущность законодательства и порядок его изменения государственными органами; создание специальных программ в средствах массовой информации по разъяснению механизмов реализации прав и обязанностей субъектов административно-правовых отношений; публикация статистических данных о государственном воздействии на субъектов административно-правовых отношений; разъяснение участникам таких отношений содержание их правового статуса.
2. Поощрительные меры – с их помощью государство выделяет наиболее активных и законопослушных субъектов управления и дает им определенные привилегии. Система мер государственного поощрения включает в себя:
вручение государственных премий;
присвоение специальных и почетных званий;
награждение государственными орденами и медалями.
Как правило, полномочиями по применению мер поощрения наделяются высшие органы государственной власти, а награждение государственными орденами и медалями является прерогативой Президента РФ.
Кроме названных мер государственного поощрения к поощрительным мерам относятся специальные дисциплинарные меры. Их особенностью является то, что они могут применяться только к лицам, работающим в системе исполнительной власти. Меры дисциплинарного поощрения выключают в себя: объявление благодарности, вручение премий, присвоение внеочередных специальных званий, повышение в должности и награждение специальными нагрудными значками. Как правило, применение мер дисциплинарного поощрения является основанием для расширения административно-правового статуса данного государственного служащего.
3.Особой разновидностью мер государственного убеждения являются меры устрашения. При применении таких мер участникам общественных отношений разъясняются возможные последствия невыполнения действующих правовых норм, а также публикуются сведения о применении к подобным нарушителям мер государственного принуждения.
Применение всех мер государственного убеждения осуществляется гласно. Органы исполнительной власти в обязательном порядке публикуют сведения о применении таких мер в средствах массовой информации и в средствах наглядной агитации.
5 вопрос
Административное принуждение – это разновидность государственного принуждения, заключающаяся в применении органами государственной власти специальных мер, ограничивающих законные права и свободы субъектов административно-правовых отношений при совершении ими неправомерных действий. Характерной особенностью мер административного принуждения является то, что они
- носят государственно-властный характер.
- применяются только специально уполномоченными государственными органами.
- применяются только в соответствии с установленным законом порядком.
- оказывают исключительно личное воздействие на правонарушителя.
Выделяют 3 разновидности мер административного принуждения:
I. Административно-предупредительные меры. Их целью является предотвращение возможности нарушения действующих правовых норм. Обычно к административно-предупредительным мерам относят также меры контроля и надзора. В рамках административно-предупредительных мер государственные органы вправе проверять документы, удостоверяющие личность субъектов, наличие у него специального права, а также документы подтверждающие правомерность использования имущества. В отношении юридических лиц государственные органы вправе проводить проверки, ревизии, инвентаризации, а также выносить предупреждения о возможности нарушения законодательства.
II. Административно-пресекательные меры. Их целью является прекращение неправомерных действий. Применение административно-пресекательных мер, как правило, связано с прямым воздействием на правонарушителя, поэтому законодательство подробно регулирует сущность и порядок использования каждой отдельно взятой меры. Обычно выделяют 3 разновидности пресекательных мер:
1. Меры общего характера. Они, как правило, используются всеми государственными органами. К таким мерам относят: требование уполномоченных должностных лиц прекратить противоправное поведение, а также приостановление либо ограничение осуществления какого-либо вида деятельности.
2. Специальные меры. Они предусмотрены Федеральным Законом «О полиции». Такими мерами являются: применение физической силы, включая специальные приемы борьбы, применение слезоточивых газов, свето-шумовых устройств, применение наручников, резиновых дубинок, водометов, а также применение холодного и огнестрельного оружия. По общему правилу, эти меры не применяются в отношении несовершеннолетних, инвалидов и беременных женщин. Непосредственный порядок применения каждого вида специальных мер установлен помимо Закона «О полиции» внутриведомственными актами государственных органов, уполномоченных использовать пресекательные меры.
3. Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Порядок применения этих мер регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях, который относит к ним:
а) административное задержание. Оно применяется должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов, ГИБДД, военнослужащими и должностными лицами уголовно-исправительной системы и военнослужащими пограничных войск и состоит в доставлении и содержании правонарушителя в специальных помещениях. Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать 3 часа, но в некоторых случаях срок административного задержания может быть увеличен до 2 суток. При совершении наиболее значительных административных правонарушений срок административного задержания может быть продлен до рассмотрения дела об административном правонарушении;
б) доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола.
в) досмотр делится на личный и досмотр вещей, транспортного средства. Личный досмотр производится в закрытых помещениях, лицом одного пола с досматриваемым, в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, транспортного средства производится в присутствии собственника, но в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен в отсутствии собственника, но в присутствии двух понятых;
г) изъятие вещей, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения и документов, имеющих значение для рассмотрения дела об административном правонарушении;
д) задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации выражается в помещении транспортного средства в специально охраняемое место;
е) отстранение от управления транспортным средством;
ж) освидетельствование на состояние опьянения производится в медицинском учреждении. По результатам освидетельствования составляется акт;
з) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения;
и) задержание судна, доставленного в порт РФ;
к) арест судна, доставленного в порт;
л) залог за арестованного судна;
м) привод физического лица, законного представителя юридического лица, несовершеннолетнего, свидетеля;
н) временный запрет деятельности.
О применении всех названных мер процессуального обеспечения, уполномоченные должностные лица составляют протокол, который приобщается к материалам дела об административном правонарушении. Как правило, меры процессуального обеспечения применяются до устранения причин вызванных их применение.
III. Меры юридической ответственности. Они применяются к лицам, совершившим правонарушения, не подпадающие под признаки состава уголовного преступления. Органы исполнительной власти вправе применять 3 разновидности юридической ответственности:
1. Дисциплинарная ответственность заключается в применении должностными лицами дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных им субъектов, совершивших дисциплинарные проступки.
2. Административно-материальная ответственность наступает в случаях, когда вследствие совершения дисциплинарного проступка причинен конкретный материальный вред и заключается в возмещении этого вреда.
3. Административная ответственность заключается в применении судебными органами и должностными лицами органов исполнительной власти административных наказаний к лицам, совершим административные правонарушения.
Применение перечисленных видов юридической ответственности подробно регулируется административно-процессуальным законодательством.
н) временный запрет деятельности.
О применении всех названных мер процессуального обеспечения, уполномоченные должностные лица составляют протокол, который приобщается к материалам дела об административном правонарушении. Как правило, меры процессуального обеспечения применяются до устранения причин вызванных их применение.
III. Меры юридической ответственности. Они применяются к лицам, совершившим правонарушения, не подпадающие под признаки состава уголовного преступления. Органы исполнительной власти вправе применять 3 разновидности юридической ответственности:
1. Дисциплинарная ответственность заключается в применении должностными лицами дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных им субъектов, совершивших дисциплинарные проступки.
2. Административно-материальная ответственность наступает в случаях, когда вследствие совершения дисциплинарного проступка причинен конкретный материальный вред и заключается в возмещении этого вреда.
3. Административная ответственность заключается в применении судебными органами и должностными лицами органов исполнительной власти административных наказаний к лицам, совершим административные правонарушения.
Применение перечисленных видов юридической ответственности подробно регулируется административно-процессуальным законодательством.
Комментариев нет:
Отправить комментарий