Тема 2. Субъекты административного права
1. Понятие и виды административно-правовых статусов граждан РФ.
2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
3. Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
4. Административно-правовой статус общественных и религиозных организаций.
5. Административно-правовые гарантии, реализации прав и свобод граждан РФ.
1 вопрос
Под административно-правовым статусом понимают совокупность установленных нормами административного права прав и обязанностей лиц, участвующих в административно-правовых отношениях.
Административно правовой статус имеет свои особенности:
- административно-правовой статус носит комплексный характер, т.е. регулируется и закрепляется нормами различных отраслей права;
- административно-правовой статус состоит либо из прав, либо из обязанностей, либо из прав и обязанностей административного характера
- административно-правовой статус зависит от желания самого субъекта административного права, а в отдельных случаях это желание не всегда учитывается.
Административно-правовой статус состоит из следующих элементов:
1. Это правовой статус личности и человека. Он включает в себя следующие права: право на жизнь, право на неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища, право на тайну переписки и личную жизнь, право на свободное передвижение и выбор места жительства, обязанности платить установленные налоги; охранять природу; всеобщую воинскую обязанность.
2. Статус гражданина РФ, который включает права и обязанности, реализуемые в частной и общественной деятельности. Это следующие права: право на объединение; право на создание СМИ; право на проведение митингов, демонстраций, шествий и др. массовых мероприятий; право на занятие трудовой деятельностью и выбора профессии; право участвовать в делах государства; право на участие в референдуме.
3. Социальный статус, который включает права и обязанности, необходимые для занятия конкретной деятельностью. В связи с этим различают статус учащегося, служащего, рабочего, военнослужащего и т.д.
4. Особый статус включает права и обязанности, приобретаемые гражданином по своему усмотрению, например, право на управление транспортным средством, право на ведение охоты и т.д.
Содержание административно-правового статуса включает в себя:
а) комплекс прав и обязанностей субъекта
б) гарантии реализации прав и обязанностей
Объем административно-правового статуса зависит от содержания административной правосубъектности. Административная правосубъектность состоит из административной правоспособности и административной дееспособности.
Административная правоспособность – это способность гражданина иметь определенные права и обязанности административного характера. Она не может быть передаваема и отчуждаема, но может быть временно ограничена в судебном порядке. Она приобретается с рождением и прекращается со смертью гражданина.
Административная дееспособность – это способность своими действиями приобретать права и обязанности административного характера. Выделяют неполную, полную и ограниченную административную дееспособность. Неполной административной дееспособностью обладает гражданин РФ до достижения 18-летнего возраста. Момент наступления неполной административной дееспособности законодательством не установлен. При достижении 18 лет гражданин приобретает полную административную дееспособность. Теоретически это означает, что гражданин обладает всеми правами и обязанностями, установленными законодательством, но практически существуют некоторые исключения для реализации определенных прав и обязанностей (например, для занятия должности Президента РФ).
Административная дееспособность может быть ограничена в судебном порядке, если лицо злоупотребляет спиртными и наркотическими веществами и ставит в затруднительное положение близких ему людей.
Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность – это способность лица нести административную ответственность. Субъектами административной ответственности являются лица, достигшие 16-летнего возраста.
Административно-правовой статус включает:
1. Общеконституционный статус, которым наделяются все граждане РФ согласно Конституции РФ.
2. Специальный административно-правовой статус, который в свою очередь делится на следующие разновидности:
а) Статус субъектов административных коллективов. Административный коллектив – это личный состав организации, в котором отношения между субъектами и администрацией регулируются нормами административного права. В частности, это вопросы порядка организации и оплаты труда, учебы, службы, отдыха, вопросы ответственности членов административного коллектива.
К административным коллективам относятся коллективы воинских частей; пожарных частей; учащихся; лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Став добровольно, по призыву или по принуждению членом административного коллектива, субъект наделяется специальным административно-правовым статусом. Так, военнослужащие обязаны: находятся на территории воинской части, выполнять приказы командного состава, участвовать в боевых действиях и др. Учащиеся пользуются правом на получение документа по окончании учебы, право на стипендию, право на пользование библиотечным фондом, обязаны посещать занятия, вести конспекты, бережно относится к государственной собственности и т.д.
б) Статус субъектов административной опеки. Административная опека – это система государственной помощи людям, нуждающимся в заботе со стороны государства. Субъекты административной опеки делятся на 2 группы: слабые (сироты, многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры) и жертвы экстремальных ситуаций (беженцы; вынужденные переселенцы, участники военных действий и т.д.)
Административно-правовой статус субъектов административной опеки характеризуется предоставлением им дополнительных прав, в частности, им оказывается помощь в виде предоставления единовременных выплат денежных средств, оказания материальной помощи, предоставления им жилища, оказания социальной помощи в виде предоставления им льгот, оказания помощи при получении гражданства.
в) Статус жителей, проживающих на территориях с особыми административно-правовыми режимами. Такие режимы могут носить:
а) постоянный характер (режим государственной границы, приграничной полосы, закрытого города, заповедников, заказников);
б) временный характер (режим чрезвычайного положения, военного положения, карантина).
Жители этих территорий наделяются специальным административно-правовым статусом, характеризующимся некоторыми ограничениями, т.е. на таких территориях устанавливается определенный порядок выезда и въезда, ограничивается право свободного передвижения, право на занятие трудовой деятельностью; устанавливается жесткий административный надзор и усиливаются меры юридической ответственности.
г) статус субъектов разрешительной системы. Разрешительная система – это система правил, порядок или деятельность, на осуществление которой необходимо наличие лицензии. В этих отношениях участвуют с одной стороны органы исполнительной власти, выдающие данную лицензию, с другой - индивидуальные и коллективные субъекты, желающие ее получить. Инициатива возникновения этих отношений принадлежит второй стороне.
Став добровольным субъектом разрешительной системы, индивидуальные и коллективные субъекты наделяются дополнительными правами и обязанностями. Со стороны органов исполнительной власти осуществляется административный надзор за этими субъектами и в случае нарушения ими условий лицензии к ним могут быть применены различные меры воздействия, вплоть до лишения лицензии.
2 вопрос
Согласно международным правовым нормам иностранные граждане и лица без гражданства наделяются административно-правовым статусом наравне с гражданами РФ.
Однако это касается только личных прав. Относительно политических прав существуют некоторые ограничения. Так, например, иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права занимать государственные должности, имеющие доступ к сведениям, составляющим государственную или военную тайну; не имеют права участвовать в референдуме; для них ограничивается право свободы передвижения по территории РФ; не имеют права находиться на территории, где введено чрезвычайное или военное положение, в приграничной зоне, в закрытых территориях. Иностранные граждане и лица без гражданства не несут всеобщей воинской обязанности. Они наравне с гражданами РФ привлекаются к юридической ответственности, но в отличие от граждан РФ в случае совершения ими правонарушения могут быть выдворены за пределы РФ.
В зависимости от содержания административно-правового статуса различают следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства.
К первой категории относятся иностранные граждане и лица без гражданства временно находящиеся на территории РФ. Эти лица обязаны иметь при себе паспорт или другой документ, удостоверяющий их личность, и визу на определенный срок пребывания на территории РФ. Их административно-правовой статус регулируется нормами международного права.
Вторая категория – это иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ. Их административно-правовой статус шире, чем статус субъектов первой группы. На территории РФ им предоставляется вид на жительство, а также они пользуются правами и обязанностями наравне с гражданами РФ.
Третья категория – это дипломатические представители иностранных государств. Они пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ. Их нельзя привлечь к юридической ответственности. Их административно-правовой статус регулируется нормами международного права.
Четвертая категория – беженцы, вынужденные переселенцы, т.е. лица, которые в силу политических убеждений, религиозной, расовой, национальной дискриминации покинули постоянное место проживания в своем государстве. Таким лицам предоставляется политическое убежище и со стороны государства оказывается материальная, социальная, организационная помощь. Эти субъекты наделяются правами и обязанностями наравне с гражданами РФ, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
3 вопрос
Предприятия и учреждения являются разновидностями организаций и призваны осуществлять экономические, социально-культурные и иные функции с целью удовлетворения потребностей граждан, государства и общества в целом.
Предприятие – это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью получения прибыли.
Учреждения – это организации, призванные выполнять социально-культурные и административно-политические функции. Они создают социальные ценности непроизводственного характера.
Предприятия и учреждения можно классифицировать по различным основаниям:
1. В зависимости от формы собственности: на государственные, частные и муниципальные.
2. В зависимости от формы организации: полные товарищества, акционерные общества открытого, закрытого типа; производственные кооперативы и т.д.
3. В зависимости от специализации: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, строительные, предприятия связи и т.д.
4. От формы управления – единоличные, коллегиальные.
Предприятия и учреждения приобретают административно-правовой статус после государственной регистрации в качестве юридического лица в налоговых органах. В зависимости от формы собственности и вида деятельности предприятий и учреждений различают несколько способов их государственной регистрации:
1) явочный – установлен для предприятий частной формы собственности. При этом способе для государственной регистрации необходимо представить правильно оформленные учредительные документы. Иных оснований для отказа, кроме как неправильное оформление учредительных документов для них законодательством не предусмотрено;
2) распорядительный – установлен для государственных и муниципальных предприятий и учреждений. При этом способе учредительные документы разрабатываются и учреждаются самим органом государственной или муниципальной власти, который выступает в качестве учредителя и собственника имущества;
3) разрешительный. Этот способ предусмотрен для предприятий, осуществляющих лицензионные виды деятельности. Для государственной регистрации таких организаций помимо учредительных документов необходимо предоставление лицензии, разрешающей заниматься этим видом деятельности. Для получения лицензии юридическое лицо должно подтвердить наличие у него соответствующих условий и материально-технических средств для осуществления данного вида деятельности, а также обеспечить привлечение квалифицированных кадров.
После государственной регистрации организации приобретают полный административно-правовой статус. Это означает, что организации вправе обращаться с обращениями в органы государственной власти, заключать договоры и соглашения на выполнение работ и оказание услуг, обязаны платить налоги и сборы, исполнять предписания органов государственной власти и органов местного самоуправления. Объем и содержание административно-правового статуса организаций зависит от формы собственности и их организационной формы.
Полномочия государства в отношении организаций в основном сводятся к осуществлению контрольно-надзорных функций. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в их текущую оперативно-хозяйственную деятельность. В целях осуществления контроля и надзора должностные лица государственных органов вправе посещать эти организации, запрашивать и получать необходимые материалы, сведения, документы. В случае выявления нарушений вправе давать предписания об их устранении и вправе применять меры государственного принуждения, вплоть до ограничения и приостановления деятельности таких организаций.
Относительно государственных предприятий, государственные органы сохраняют распорядительные полномочия. В частности, они вправе назначать и освобождать от должности руководителей, участвовать в вопросах распоряжения имуществом предприятия и вопросах распределения прибыли.
Существует особая категория государственных предприятий. Это – казенные заводы и фабрики, которым имущество предоставляется на праве оперативного управления. Государство определяет цели и виды их деятельности; утверждает ассортимент этих предприятий; размещает на них государственные заказы; назначает и освобождает от должности руководителей этих предприятий; устанавливает порядок распределения их прибыли.
4 вопрос
Общественное объединение - это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан на общности интересов, для реализации совместных целей.
Общественные объединения бывают следующих видов:
1. В зависимости от организационно-правовой формы:
- общественные организации;
- общественные движения;
- политические партии;
- общественные фонды;
- национальные и народные фронты;
- органы местной самодеятельности.
2. В зависимости от организации:
- имеющие членство;
- не имеющие членство.
3. В зависимости от легализации:
- зарегистрированные
- не зарегистрированные.
4. В зависимости от уровня образования:
- федеральные
- межрегиональные
- региональные
- местные.
Общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции, после которой получают статус юридического лица. Основанием для отказа в регистрации является неправильное оформление учредительных документов или наличие цели деятельности, явно противоречащих действующему законодательству. Такими целями могут быть получение коммерческой прибыли; пропаганда войны; разжигание расовой, национальной, религиозной розни и др.
После государственной регистрации в качестве юридического лица, общественные объединения приобретают полный административно-правовой статус. Это означает, что общественные объединения вправе распространять информацию о своей деятельности, создавать для этого СМИ; участвовать в выборах в государственные органы; проводить митинги и иные массовые мероприятия; принимать участие в решении важных политических и общественных вопросов; вправе направлять своих представителей на заседания в государственные органы и защищать свои права всеми установленными законом средствами и методами.
Разновидностью общественных объединений являются профсоюзы, которые создаются для защиты трудовых прав и интересов граждан РФ. Они вправе следить за соблюдением трудового законодательства, заключать коллективные соглашения с работодателями, защищать права и интересы своих членов в органах исполнительной власти, принимать активное участие в нормотворчестве, связанном с разработкой трудового законодательства, проводить забастовки.
Разновидностями общественных объединений являются: религиозные объединения, которые создаются для осуществления деятельности по совместному исповеданию и распространению той или иной религии. Отличительными признаками религиозных объединений являются:
1) наличие собственных принципов и догм.
2) осуществление просветительско-пропагандистской деятельности с целью распространения вероучения.
3) религиозно-образовательная деятельность.
Религиозные объединения подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.
Между религиозными объединениями и государством складываются следующие виды отношений:
1) имущественные – они возникают в случае, когда религиозные объединения при проведении религиозных праздников используют исторические и культурные ценности, находящиеся в распоряжении государства. При этом религиозные объединения обязаны обеспечить их сохранность.
2) образовательные отношения. По российскому законодательству школа отделена от церкви и церковь – от государства, но разрешается чтение факультативных курсов религиозной направленности, при условии не совершения религиозных обрядов.
3) контрольно-надзорные отношения. Государство осуществляет постоянный надзор за деятельностью религиозных объединений и в случае совершения ими деятельности не соответствующее уставу, Минюст вправе обратиться с иском в судебные органы о ликвидации религиозного объединения. Религиозные объединения не принимают участие в управлении делами государства, не участвуют в выборах в государственные органы и не имеют права оказывать поддержку кандидатам, избираемым в государственные органы, но при этом они вправе защищать свои права всеми законно существующими методами и способами.
5 вопрос
Защита прав и свобод граждан опирается на экономические, политические, организационные и юридические гарантии.
Экономические предполагают стабильную экономику, надежную денежную систему, твердый курс рубля, высокий прожиточный минимум, рост благосостояния населения и т.д. Но в современных условиях экономические гарантии малоэффективны и недостаточны.
Политические предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод высшей ценностью, многопартийность, сильную и устойчивую власть во главе с Президентом РФ и т.д.
Организационные гарантии представляют собой совершенную систему правоохранительных, контрольных, надзирающих и иных органов и общественных организаций.
Юридические гарантии делятся на судебные и внесудебные. Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и свобод является закон. Чтобы закон выступал гарантом, он должен соответствовать следующим требованиям:
1) закон должен быть адекватным политической и экономической ситуации в стране, т.е. должен быть стабильным.
2) он должен отвечать высокому уровню юридической техники, т.е. должен быть грамотно составленным.
3) он должен состоять из определенных норм и содержать механизмы реализации этих норм.
4) закон должен предусматривать систему органов, обязанных обеспечить реализацию прав и интересов граждан.
5) закон должен предусматривать меры ответственности за нарушение норм, т.е. должен соблюдаться принцип неотвратимости наказания.
Действующее законодательство предусматривает альтернативный порядок защиты.
Сущность административного порядка заключается в том, что если нарушено право субъекта, он вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган, должностному лицу над тем органом, который нарушает его право. По общему правилу, жалоба должна быть рассмотрена в течение 1 месяца, по истечении которого орган или должностное лицо, рассмотревший жалобу обязан принять все меры по восстановлению нарушенного права или дать мотивированный отказ.
В случае получения отказа субъект вправе защищать свои права в судебном порядке, т.е. обратиться с жалобой в суды общей юрисдикции: либо по месту своего жительства, либо по месту нахождения органа нарушившего его право.
Помимо судов общей юрисдикции с жалобой можно обратиться и в арбитражные суды и конституционные суды, но при этом обязательно учитывается подведомственность и подсудность этого спора суду.
Если исчерпаны все внутригосударственные формы защиты, субъект вправе защищать свои права в международных органах.
1. Понятие и виды административно-правовых статусов граждан РФ.
2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
3. Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
4. Административно-правовой статус общественных и религиозных организаций.
5. Административно-правовые гарантии, реализации прав и свобод граждан РФ.
1 вопрос
Под административно-правовым статусом понимают совокупность установленных нормами административного права прав и обязанностей лиц, участвующих в административно-правовых отношениях.
Административно правовой статус имеет свои особенности:
- административно-правовой статус носит комплексный характер, т.е. регулируется и закрепляется нормами различных отраслей права;
- административно-правовой статус состоит либо из прав, либо из обязанностей, либо из прав и обязанностей административного характера
- административно-правовой статус зависит от желания самого субъекта административного права, а в отдельных случаях это желание не всегда учитывается.
Административно-правовой статус состоит из следующих элементов:
1. Это правовой статус личности и человека. Он включает в себя следующие права: право на жизнь, право на неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища, право на тайну переписки и личную жизнь, право на свободное передвижение и выбор места жительства, обязанности платить установленные налоги; охранять природу; всеобщую воинскую обязанность.
2. Статус гражданина РФ, который включает права и обязанности, реализуемые в частной и общественной деятельности. Это следующие права: право на объединение; право на создание СМИ; право на проведение митингов, демонстраций, шествий и др. массовых мероприятий; право на занятие трудовой деятельностью и выбора профессии; право участвовать в делах государства; право на участие в референдуме.
3. Социальный статус, который включает права и обязанности, необходимые для занятия конкретной деятельностью. В связи с этим различают статус учащегося, служащего, рабочего, военнослужащего и т.д.
4. Особый статус включает права и обязанности, приобретаемые гражданином по своему усмотрению, например, право на управление транспортным средством, право на ведение охоты и т.д.
Содержание административно-правового статуса включает в себя:
а) комплекс прав и обязанностей субъекта
б) гарантии реализации прав и обязанностей
Объем административно-правового статуса зависит от содержания административной правосубъектности. Административная правосубъектность состоит из административной правоспособности и административной дееспособности.
Административная правоспособность – это способность гражданина иметь определенные права и обязанности административного характера. Она не может быть передаваема и отчуждаема, но может быть временно ограничена в судебном порядке. Она приобретается с рождением и прекращается со смертью гражданина.
Административная дееспособность – это способность своими действиями приобретать права и обязанности административного характера. Выделяют неполную, полную и ограниченную административную дееспособность. Неполной административной дееспособностью обладает гражданин РФ до достижения 18-летнего возраста. Момент наступления неполной административной дееспособности законодательством не установлен. При достижении 18 лет гражданин приобретает полную административную дееспособность. Теоретически это означает, что гражданин обладает всеми правами и обязанностями, установленными законодательством, но практически существуют некоторые исключения для реализации определенных прав и обязанностей (например, для занятия должности Президента РФ).
Административная дееспособность может быть ограничена в судебном порядке, если лицо злоупотребляет спиртными и наркотическими веществами и ставит в затруднительное положение близких ему людей.
Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность – это способность лица нести административную ответственность. Субъектами административной ответственности являются лица, достигшие 16-летнего возраста.
Административно-правовой статус включает:
1. Общеконституционный статус, которым наделяются все граждане РФ согласно Конституции РФ.
2. Специальный административно-правовой статус, который в свою очередь делится на следующие разновидности:
а) Статус субъектов административных коллективов. Административный коллектив – это личный состав организации, в котором отношения между субъектами и администрацией регулируются нормами административного права. В частности, это вопросы порядка организации и оплаты труда, учебы, службы, отдыха, вопросы ответственности членов административного коллектива.
К административным коллективам относятся коллективы воинских частей; пожарных частей; учащихся; лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Став добровольно, по призыву или по принуждению членом административного коллектива, субъект наделяется специальным административно-правовым статусом. Так, военнослужащие обязаны: находятся на территории воинской части, выполнять приказы командного состава, участвовать в боевых действиях и др. Учащиеся пользуются правом на получение документа по окончании учебы, право на стипендию, право на пользование библиотечным фондом, обязаны посещать занятия, вести конспекты, бережно относится к государственной собственности и т.д.
б) Статус субъектов административной опеки. Административная опека – это система государственной помощи людям, нуждающимся в заботе со стороны государства. Субъекты административной опеки делятся на 2 группы: слабые (сироты, многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры) и жертвы экстремальных ситуаций (беженцы; вынужденные переселенцы, участники военных действий и т.д.)
Административно-правовой статус субъектов административной опеки характеризуется предоставлением им дополнительных прав, в частности, им оказывается помощь в виде предоставления единовременных выплат денежных средств, оказания материальной помощи, предоставления им жилища, оказания социальной помощи в виде предоставления им льгот, оказания помощи при получении гражданства.
в) Статус жителей, проживающих на территориях с особыми административно-правовыми режимами. Такие режимы могут носить:
а) постоянный характер (режим государственной границы, приграничной полосы, закрытого города, заповедников, заказников);
б) временный характер (режим чрезвычайного положения, военного положения, карантина).
Жители этих территорий наделяются специальным административно-правовым статусом, характеризующимся некоторыми ограничениями, т.е. на таких территориях устанавливается определенный порядок выезда и въезда, ограничивается право свободного передвижения, право на занятие трудовой деятельностью; устанавливается жесткий административный надзор и усиливаются меры юридической ответственности.
г) статус субъектов разрешительной системы. Разрешительная система – это система правил, порядок или деятельность, на осуществление которой необходимо наличие лицензии. В этих отношениях участвуют с одной стороны органы исполнительной власти, выдающие данную лицензию, с другой - индивидуальные и коллективные субъекты, желающие ее получить. Инициатива возникновения этих отношений принадлежит второй стороне.
Став добровольным субъектом разрешительной системы, индивидуальные и коллективные субъекты наделяются дополнительными правами и обязанностями. Со стороны органов исполнительной власти осуществляется административный надзор за этими субъектами и в случае нарушения ими условий лицензии к ним могут быть применены различные меры воздействия, вплоть до лишения лицензии.
2 вопрос
Согласно международным правовым нормам иностранные граждане и лица без гражданства наделяются административно-правовым статусом наравне с гражданами РФ.
Однако это касается только личных прав. Относительно политических прав существуют некоторые ограничения. Так, например, иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права занимать государственные должности, имеющие доступ к сведениям, составляющим государственную или военную тайну; не имеют права участвовать в референдуме; для них ограничивается право свободы передвижения по территории РФ; не имеют права находиться на территории, где введено чрезвычайное или военное положение, в приграничной зоне, в закрытых территориях. Иностранные граждане и лица без гражданства не несут всеобщей воинской обязанности. Они наравне с гражданами РФ привлекаются к юридической ответственности, но в отличие от граждан РФ в случае совершения ими правонарушения могут быть выдворены за пределы РФ.
В зависимости от содержания административно-правового статуса различают следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства.
К первой категории относятся иностранные граждане и лица без гражданства временно находящиеся на территории РФ. Эти лица обязаны иметь при себе паспорт или другой документ, удостоверяющий их личность, и визу на определенный срок пребывания на территории РФ. Их административно-правовой статус регулируется нормами международного права.
Вторая категория – это иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ. Их административно-правовой статус шире, чем статус субъектов первой группы. На территории РФ им предоставляется вид на жительство, а также они пользуются правами и обязанностями наравне с гражданами РФ.
Третья категория – это дипломатические представители иностранных государств. Они пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ. Их нельзя привлечь к юридической ответственности. Их административно-правовой статус регулируется нормами международного права.
Четвертая категория – беженцы, вынужденные переселенцы, т.е. лица, которые в силу политических убеждений, религиозной, расовой, национальной дискриминации покинули постоянное место проживания в своем государстве. Таким лицам предоставляется политическое убежище и со стороны государства оказывается материальная, социальная, организационная помощь. Эти субъекты наделяются правами и обязанностями наравне с гражданами РФ, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
3 вопрос
Предприятия и учреждения являются разновидностями организаций и призваны осуществлять экономические, социально-культурные и иные функции с целью удовлетворения потребностей граждан, государства и общества в целом.
Предприятие – это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью получения прибыли.
Учреждения – это организации, призванные выполнять социально-культурные и административно-политические функции. Они создают социальные ценности непроизводственного характера.
Предприятия и учреждения можно классифицировать по различным основаниям:
1. В зависимости от формы собственности: на государственные, частные и муниципальные.
2. В зависимости от формы организации: полные товарищества, акционерные общества открытого, закрытого типа; производственные кооперативы и т.д.
3. В зависимости от специализации: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, строительные, предприятия связи и т.д.
4. От формы управления – единоличные, коллегиальные.
Предприятия и учреждения приобретают административно-правовой статус после государственной регистрации в качестве юридического лица в налоговых органах. В зависимости от формы собственности и вида деятельности предприятий и учреждений различают несколько способов их государственной регистрации:
1) явочный – установлен для предприятий частной формы собственности. При этом способе для государственной регистрации необходимо представить правильно оформленные учредительные документы. Иных оснований для отказа, кроме как неправильное оформление учредительных документов для них законодательством не предусмотрено;
2) распорядительный – установлен для государственных и муниципальных предприятий и учреждений. При этом способе учредительные документы разрабатываются и учреждаются самим органом государственной или муниципальной власти, который выступает в качестве учредителя и собственника имущества;
3) разрешительный. Этот способ предусмотрен для предприятий, осуществляющих лицензионные виды деятельности. Для государственной регистрации таких организаций помимо учредительных документов необходимо предоставление лицензии, разрешающей заниматься этим видом деятельности. Для получения лицензии юридическое лицо должно подтвердить наличие у него соответствующих условий и материально-технических средств для осуществления данного вида деятельности, а также обеспечить привлечение квалифицированных кадров.
После государственной регистрации организации приобретают полный административно-правовой статус. Это означает, что организации вправе обращаться с обращениями в органы государственной власти, заключать договоры и соглашения на выполнение работ и оказание услуг, обязаны платить налоги и сборы, исполнять предписания органов государственной власти и органов местного самоуправления. Объем и содержание административно-правового статуса организаций зависит от формы собственности и их организационной формы.
Полномочия государства в отношении организаций в основном сводятся к осуществлению контрольно-надзорных функций. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в их текущую оперативно-хозяйственную деятельность. В целях осуществления контроля и надзора должностные лица государственных органов вправе посещать эти организации, запрашивать и получать необходимые материалы, сведения, документы. В случае выявления нарушений вправе давать предписания об их устранении и вправе применять меры государственного принуждения, вплоть до ограничения и приостановления деятельности таких организаций.
Относительно государственных предприятий, государственные органы сохраняют распорядительные полномочия. В частности, они вправе назначать и освобождать от должности руководителей, участвовать в вопросах распоряжения имуществом предприятия и вопросах распределения прибыли.
Существует особая категория государственных предприятий. Это – казенные заводы и фабрики, которым имущество предоставляется на праве оперативного управления. Государство определяет цели и виды их деятельности; утверждает ассортимент этих предприятий; размещает на них государственные заказы; назначает и освобождает от должности руководителей этих предприятий; устанавливает порядок распределения их прибыли.
4 вопрос
Общественное объединение - это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан на общности интересов, для реализации совместных целей.
Общественные объединения бывают следующих видов:
1. В зависимости от организационно-правовой формы:
- общественные организации;
- общественные движения;
- политические партии;
- общественные фонды;
- национальные и народные фронты;
- органы местной самодеятельности.
2. В зависимости от организации:
- имеющие членство;
- не имеющие членство.
3. В зависимости от легализации:
- зарегистрированные
- не зарегистрированные.
4. В зависимости от уровня образования:
- федеральные
- межрегиональные
- региональные
- местные.
Общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции, после которой получают статус юридического лица. Основанием для отказа в регистрации является неправильное оформление учредительных документов или наличие цели деятельности, явно противоречащих действующему законодательству. Такими целями могут быть получение коммерческой прибыли; пропаганда войны; разжигание расовой, национальной, религиозной розни и др.
После государственной регистрации в качестве юридического лица, общественные объединения приобретают полный административно-правовой статус. Это означает, что общественные объединения вправе распространять информацию о своей деятельности, создавать для этого СМИ; участвовать в выборах в государственные органы; проводить митинги и иные массовые мероприятия; принимать участие в решении важных политических и общественных вопросов; вправе направлять своих представителей на заседания в государственные органы и защищать свои права всеми установленными законом средствами и методами.
Разновидностью общественных объединений являются профсоюзы, которые создаются для защиты трудовых прав и интересов граждан РФ. Они вправе следить за соблюдением трудового законодательства, заключать коллективные соглашения с работодателями, защищать права и интересы своих членов в органах исполнительной власти, принимать активное участие в нормотворчестве, связанном с разработкой трудового законодательства, проводить забастовки.
Разновидностями общественных объединений являются: религиозные объединения, которые создаются для осуществления деятельности по совместному исповеданию и распространению той или иной религии. Отличительными признаками религиозных объединений являются:
1) наличие собственных принципов и догм.
2) осуществление просветительско-пропагандистской деятельности с целью распространения вероучения.
3) религиозно-образовательная деятельность.
Религиозные объединения подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.
Между религиозными объединениями и государством складываются следующие виды отношений:
1) имущественные – они возникают в случае, когда религиозные объединения при проведении религиозных праздников используют исторические и культурные ценности, находящиеся в распоряжении государства. При этом религиозные объединения обязаны обеспечить их сохранность.
2) образовательные отношения. По российскому законодательству школа отделена от церкви и церковь – от государства, но разрешается чтение факультативных курсов религиозной направленности, при условии не совершения религиозных обрядов.
3) контрольно-надзорные отношения. Государство осуществляет постоянный надзор за деятельностью религиозных объединений и в случае совершения ими деятельности не соответствующее уставу, Минюст вправе обратиться с иском в судебные органы о ликвидации религиозного объединения. Религиозные объединения не принимают участие в управлении делами государства, не участвуют в выборах в государственные органы и не имеют права оказывать поддержку кандидатам, избираемым в государственные органы, но при этом они вправе защищать свои права всеми законно существующими методами и способами.
5 вопрос
Защита прав и свобод граждан опирается на экономические, политические, организационные и юридические гарантии.
Экономические предполагают стабильную экономику, надежную денежную систему, твердый курс рубля, высокий прожиточный минимум, рост благосостояния населения и т.д. Но в современных условиях экономические гарантии малоэффективны и недостаточны.
Политические предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод высшей ценностью, многопартийность, сильную и устойчивую власть во главе с Президентом РФ и т.д.
Организационные гарантии представляют собой совершенную систему правоохранительных, контрольных, надзирающих и иных органов и общественных организаций.
Юридические гарантии делятся на судебные и внесудебные. Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и свобод является закон. Чтобы закон выступал гарантом, он должен соответствовать следующим требованиям:
1) закон должен быть адекватным политической и экономической ситуации в стране, т.е. должен быть стабильным.
2) он должен отвечать высокому уровню юридической техники, т.е. должен быть грамотно составленным.
3) он должен состоять из определенных норм и содержать механизмы реализации этих норм.
4) закон должен предусматривать систему органов, обязанных обеспечить реализацию прав и интересов граждан.
5) закон должен предусматривать меры ответственности за нарушение норм, т.е. должен соблюдаться принцип неотвратимости наказания.
Действующее законодательство предусматривает альтернативный порядок защиты.
Сущность административного порядка заключается в том, что если нарушено право субъекта, он вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган, должностному лицу над тем органом, который нарушает его право. По общему правилу, жалоба должна быть рассмотрена в течение 1 месяца, по истечении которого орган или должностное лицо, рассмотревший жалобу обязан принять все меры по восстановлению нарушенного права или дать мотивированный отказ.
В случае получения отказа субъект вправе защищать свои права в судебном порядке, т.е. обратиться с жалобой в суды общей юрисдикции: либо по месту своего жительства, либо по месту нахождения органа нарушившего его право.
Помимо судов общей юрисдикции с жалобой можно обратиться и в арбитражные суды и конституционные суды, но при этом обязательно учитывается подведомственность и подсудность этого спора суду.
Если исчерпаны все внутригосударственные формы защиты, субъект вправе защищать свои права в международных органах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий