Под безопасностью действующее законодательство понимает состояние
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внутренней и внешней угрозы. К основным объектам безопасности относятся права и
свободы личности, материальные и духовные ценности общества, государственный
строй, территориальная целостность, суверенитет государства.
Государственная безопасность – важнейшая
отрасль управления, поэтому все основные государственно-регулирующие органы
сосредоточены на федеральном уровне. При этом деятельность федеральных органов власти, осуществляющих
управление в области безопасности, основывается на принципах законности, демократизма и гуманизма.
Деятельность органов государственной безопасности является гласной в той мере,
в которой это не противоречит действующему законодательству и интересам
личности, общества и государства.
Следует отметить, что государственная безопасность – комплексное понятие и деятельность специальных органов и служб по предупреждению и пресечению подрывной деятельности составляет довольно незначительную ее часть.
Государственная безопасность в целом
обеспечивается всеми государственными органами РФ. В частности, составляющими
общегосударственной безопасности можно считать: экологическую безопасность, которая
обеспечивается природоохранными органами; санитарно-гигиеническую безопасность
- обеспечивается органами здравоохранения; продовольственную безопасность
- обеспечивается органами ветеринарного и санитарного контроля;
финансовую безопасность - обеспечивается финансовыми органами и т.д.
Наиболее
значимые полномочия в области безопасности осуществляет Президент РФ. Он утверждает стратегию государственной безопасности и
основные принципы государственной политики в данной сфере, создает,
реорганизует и ликвидирует систему государственных органов и учреждений,
обеспечивающих поддержание режима безопасности, назначает руководителей этих
органов, координирует и направляет их работу, осуществляет нормативно-правовое
регулирование деятельности органов государственной безопасности, устанавливает
порядок прохождения службы в данных органах, создает межведомственные и иные
комиссии по разрешению проблем, возникающих в сфере безопасности, осуществляет
иные функции управленческого характера, а также обеспечивает контроль за
законностью деятельности органов государственной безопасности.
Вторым по значению органом является Совет Безопасности РФ. Это
коллегиальный, консультационно-совещательный орган, который должен
непосредственно разрабатывать и обеспечивать реализацию государственной
политики в области безопасности.
Совет
Безопасности обсуждает наиболее значимые проблемы в области государственной
безопасности, определяет систему мероприятий необходимых для разрешения данных
проблем, разрабатывает рекомендации государственным органам всех уровней по
обеспечению безопасности, исследует проблемы коллективной безопасности на
международной арене, готовит предложения Президенту о введении, продлении или
отмене ЧП, по реформированию органов безопасности, участвует в разработке
основных положений государственной политики в области внутренней и внешней
безопасности, готовит проекты указов Президента, рассматривает законопроекты в
сфере государственной безопасности.
В состав Совета Безопасности по должности
входят: Председатель Совета Безопасности, Председатель Правительства РФ,
председатели палат Федерального Собрания РФ, министр обороны, министр внутренних
дел, министр иностранных дел, директор ФСБ, директор федеральной службы внешней
разведки, а также глава администрации Президента РФ.
Правительство РФ. Органы, обеспечивающие государственную безопасность,
Правительству не подчиняются, поэтому Правительство в отношении этих органов
осуществляет лишь финансовое, материально-техническое и социальное обеспечение.
Тем не менее, Правительство участвует в формировании государственной политики в
области безопасности, координирует работу подведомственных ему органов в сфере
обеспечения государственной безопасности РФ, обеспечивает реализацию политики
безопасности в части, не касающейся деятельности специальных служб, а также
организует и обеспечивает международное сотрудничество в сфере обеспечения
внутригосударственной и коллективной безопасности.
Субъекты РФ также не имеют непосредственных полномочий в сфере
безопасности. Тем не менее, они обязаны обеспечивать надлежащие условия для
работы федеральных органов власти в этой области, участвуют в реализации
государственной политики в области безопасности. По поручению федеральных
органов власти выполняют иные функции в области обеспечения безопасной
жизнедеятельности граждан.
В систему органов государственной
безопасности входят:ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Контрразведывательная деятельность
Контрразведывательная деятельность - деятельность, осуществляется в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.
а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;
б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ;
в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;
д) необходимость обеспечения собственной безопасности;
е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами РФ.
2. Борьба с терроризмом
Борьба с терроризмом - деятельность, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.
Основаниями для проведения мероприятий по борьбе с терроризмом являются:
а) необходимость пресечения террористического акта;
б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;
в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.
3. Борьба с преступностью
Органы ФСБ проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.
3. Разведывательная деятельность
Разведка осуществляется дополнительно с целью получения необходимой информации для осуществления первых двух видов деятельности и, как правило, только в пределах территории РФ.
4. Пограничная деятельность
Направлениями пограничной деятельности являются:
защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы РФ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
ФСБ РФ участвует в международных переговорах по определению Государственной границы РФ, осуществляет инженерное обслуживание Государственной границы, организует пункты пропуска через Государственную границу, определяет порядок несения службы по охране государственной границы, обеспечивает поддержание пограничного режима, участвует в охране государственных учреждений РФ на территории иностранных государств, проводит дознание и оперативно-розыскную деятельность по делам о нарушении пограничного режима, осуществляет в приграничных зонах разведку и контрразведку в целях обеспечения безопасности государственной границы, привлекает лиц, нарушивших режим государственной границы к административной ответственности. Охрана государственной границы обеспечивается пограничными войсками, а также войсками противовоздушной обороны, а в случаях предусмотренных законом и военно-морскими силами.
5. Обеспечение информационной безопасности
Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:
при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
при обеспечении инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в РФ и ее учреждениях, находящихся за пределами РФ.
СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ
Целями разведывательной деятельности являются:
1) обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности;
3) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ.
Полномочия органов внешней разведки Российской Федерации:
установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;
организация и обеспечение защиты государственной тайны в учреждениях РФ, находящихся за пределами территории РФ, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
обеспечение безопасности сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания;
обеспечение безопасности командированных за пределы территории РФ граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ
Федеральная служба охраны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам.
ФСО России осуществляет следующие полномочия:
осуществляет персональную охрану Президента РФ, членов семьи Президента РФ, проживающих совместно с ним или сопровождающих его, Председателя Правительства РФ и других объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда;
осуществляет транспортное и бытовое обслуживание (включая безопасное питание) Президента РФ, членов семьи Президента РФ, проживающих совместно с ним или сопровождающих его, Председателя Правительства РФ, а также транспортное обслуживание других объектов государственной охраны;
обеспечивает Президента РФ президентской связью, в том числе с главами иностранных государств и главами правительств иностранных государств, а также правительственной и иными видами специальной связи в местах его постоянного и временного пребывания и при его передвижениях;
обеспечивает предоставление мер государственной охраны Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий;
организует и осуществляет проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда, объектов государственной охраны, обеспечивает поддержание в указанных местах общественного порядка;
обеспечивает правительственной и иными видами специальной связи, а на основании решений Президента РФ - президентской связью, объекты государственной охраны и других лиц в местах их постоянного и временного пребывания; обеспечивает объекты государственной охраны средствами звукоусиления, оповещения и технологического телевидения;
обеспечивает безопасность и по указанию Президента РФ - прием, размещение и обслуживание в гостевой резиденции на территории Московского Кремля и в государственных особняках глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств и членов их семей в период пребывания на территории РФ, обеспечивает в предусмотренных государственной протокольной практикой случаях сопровождение их почетным эскортом; обеспечивает в соответствии с распоряжениями Президента РФ безопасность иных иностранных государственных, политических, а также общественных деятелей в период их пребывания на территории РФ;
обеспечивает защиту официальных резиденций Президента РФ, официальных резиденций Правительства РФ, зданий Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, иных государственных резиденций, государственных дач и особняков в г. Москве, Московской области и других субъектах РФ, прилегающих к ним территорий и акваторий, а также по распоряжению Президента РФ осуществляет защиту зданий, строений и сооружений, в которых размещаются государственные органы;
обеспечивает общественный порядок, а также предупреждение, выявление и пресечение правонарушений на охраняемых объектах;
организует пропускной режим на охраняемых объектах и пропуск на эти объекты лиц, транспорта и грузов, оформление и выдачу пропусков в охраняемые зоны, здания, помещения и на отдельные мероприятия с участием объектов государственной охраны;
организует и выполняет шифровальную работу в федеральных органах государственной охраны;
осуществляет информационно-технологическое обеспечение, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем для Президента РФ, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, Управления делами Президента РФ, а также систем официального информирования по электронным коммуникациям о деятельности государственных органов;
осуществляет оборудование охраняемых объектов средствами охранной сигнализации, видеонаблюдения, оперативно-технического контроля, другими техническими средствами усиления охраны
организует и осуществляет подготовку водителей к управлению транспортными средствами федеральных органов государственной охраны, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕЗИДЕНТА РФ
Главное управление специальных программ Президента РФ является федеральным органом исполнительной власти (федеральным агентством), осуществляющим функции по обеспечению исполнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ.
ГУСП осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении
Службы специальных объектов при Президенте РФ.
ГУСП осуществляет следующие полномочия:
подготавливает Президенту РФ ежегодный сводный доклад о состоянии мобилизационной готовности РФ;
организует и осуществляет реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение действующих и строительство новых специальных объектов и объектов их инфраструктуры, разработку, создание и модернизацию специальных систем, комплексов и оборудования, предназначенных для оснащения специальных объектов;
разрабатывает мероприятия по обеспечению перевода государственных органов и Администрации Президента РФ на работу в условиях военного времени,
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, имеющих мобилизационные задания, в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
организует разработку и ведение мобилизационных документов Президента РФ и Администрации Президента РФ;
обеспечивает оперативную готовность, контроль за функционированием, совершенствование и развитие системы оповещения государственных органов, органов исполнительной власти и организаций, а также функционирование Центра оповещения Администрации Президента РФ и системы оповещения Аппарата Правительства РФ;
организует и обеспечивает поддержание готовности специальных объектов и объектов их инфраструктуры;
организует воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время работников Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, аппаратов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также работников ГУСПа.
Здравствуйте, Аминат Зайдулаевна ! Нам готовить эту тему на понедельник 9/11 ?))
ОтветитьУдалить